"Иван Васильевич меняет профессию"

понедельник, 6 апреля 2015 г.

Привет всем заглянувшим на мой огонек!
У нас в СкрапДевчатах новый анонс и в этот раз я искала инфу по фильму "Иван Васильевич меняет профессию" и снова к себе копирую для истории )))

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» вышел в прокат 17 сентября 1973 года и принес Леониду Гайдаю новый оглушительный триумф: 3-е место в прокате, 60,7 миллиона зрителей. Одной из первых на премьеру откликнулась главная газета страны — «Правда». Г. Кожухова в номере от 24 сентября писала: «Оставшись самим собой, Гайдай в новой работе, на мой взгляд, во многом довел свою интонацию, свой стиль до блеска и изящества. Не эти ли же свойства объясняют то, почему мы десятилетиями поминаем добрым словом «Веселых ребят», «Волгу-Волгу», «Карнавальную ночь» — за радость присутствия на празднике мастерства?..». Рецензия в «Известиях» называлась «Смех стоит стеной» и содержала только похвалы в адрес авторского коллектива фильма.


Сразу после завершения работы над «Кавказской пленницей» Гайдай собирался перенести на экран прозу Михаила Булгакова — его пьесу «Бег». По ряду причин эта затея не удалась, и «Бег» экранизировали другие. Однако в начале 70-х Гайдай вновь вернулся к идее экранизации Булгакова. Только на этот раз речь уже шла о комедии — пьесе «Иван Васильевич».

Сценарий к "Ивану Васильевичу..." писали дома у Гайдая. Дело в том, что автор сценария Владлен Бахнов был соседом великого режиссера по лестничной площадке — жил в квартире напротив. Саму чудо-машину времени инженера Тимофеева придумал и сконструировал для картины скульптор Вячеслав Почечуев.
Съемки фильма начались 26 августа с экспедиции в Ростов-Ярославский, где снимались натурные эпизоды: погоня за демонами по Кремлю, народ у стен Кремля, отправление войска на войну.
Об этом эпизоде Леонид Гайдай вспоминал:
«Часть съемок проходила в старинном русском городе Ростове-Ярославском. Наша киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле. Снимали мы сцену «Проезд конницы Ивана Грозного». А тут как раз приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг. По-своему отреагировали на происшедшее работники музея. Когда мы окончили съемку в Ростове-Ярославском, они обратились к нам с просьбой подарить им два красных кафтана и пару топориков-бердышей. Дело в том, что каждую группу иностранных туристов при входе встречают по русскому обычаю хлебом-солью. Их преподносят гостям на расшитом полотенце. Теперь работники музея проводят этот ритуал, предварительно облачившись в одежды, подаренные "Мосфильмом"...»

В сентябре снимался эпизод, когда жена Бунши, увидев на соседнем балконе царя Ивана Грозного, спутала его со своим супругом. Съемки этого эпизода едва не завершились трагедией. А произошло вот что. По сценарию, героине Натальи Крачковской надо было перелезть с одного балкона на другой, чтобы догнать ускользнувшего «мужа».


Но актриса, которая страдала жуткой боязнью высоты, отказалась исполнять трюк с перелезанием. Тогда, чтобы заставить ее сделать это, Гайдай пошел на хитрость: он сказал, что внизу будет расположена специальная люлька с людьми, которые будут страховать актрису. На самом деле никакой люльки внизу не было, просто Гайдай рассчитывал на то, что высотобоязненная актриса испугается смотреть вниз и не заметит подвоха. Но вышло иначе. Крачковская, перелезая через перила, все-таки глянула вниз и, не обнаружив никакой страховки, от страха чуть не рухнула вниз. К счастью, находившиеся рядом люди успели подхватить ее уже соскальзывающее с балкона тело и втащить обратно. Поэтому эпизод с перелезанием в картину так и не вошел.

12 апреля фильм «Иван Васильевич меняет профессию» был сдан генеральной дирекции «Мосфильма». Оценив картину положительно, дирекция потребовала внести в него некоторые поправки. В частности, надо было сократить следующие эпизоды: погоню за Жоржем Милославским (в фильме осталось только ее начало — когда Жорж удирает от милиции, облачившись во врачебный халат), пребывание царя в квартире Тимофеева (изъяли эпизод, где Иван Грозный жарит на кухне котлеты), забавы Жоржа в царских палатах, разговор в телефонной будке, улицы Москвы и др.
На главную роль царя Ивана Грозного и управдома Буншу Гайдай пригласил своего любимчика Юрия Никулина. "Сценарий специально под него писали, — рассказывает вдова Леонида Гайдая актриса Нина Гребешкова. — Прочитав сценарий, Юра отказался. Есть две версии. Первая, которую обнародовал Юра, что он уезжал в Австралию на гастроли. Это не совсем так. Лене он сказал: "Ты понимаешь, это Булгаков. Фильм ляжет на полку! Что ж я буду сниматься, а потом это никто не увидит. Я в таких вещах не участвую". Леня обиделся". Даже личные уверения режиссера не смогли убедить Никулина. "Как так? — удивлялся Леонид Иович. — Две роли. Такая история..." Никулина же не привлекали ни особые условия, ни большее количество съемочных дней, и следовательно, повышенный гонорар.
После отказа Никулина Гайдай устроил кинопробы. Помимо Никулина в "цари" метили еще семь актеров. Худсовет "зарубил" кандидатуру Евгения Евстигнеева — пробы известного актера не понравились чиновникам. Георгия Вицина не взяли, потому что он ассоциировался со знаменитой троицей. А актер Евгений Лебедев, по мнению режиссера, был прекрасным царем, но неубедителен как управдом. После долгих поисков на главную роль взяли Яковлева, который на первых же кинопробах смог блестяще "раздвоиться" на величественного царя и жалкого Буншу.

Кстати, роль Жоржа Милославского, которую блистательно сыграл Леонид Куравлев, Гайдай предназначал своему любимчику Андрею Миронову. Но увы... У Яковлева на съемочной площадке с Мироновым не сложился дуэт. Худсовет решил, что актер на фоне Яковлева смотрится слишком уж "артистичным и излишне утонченным". Кто знает, если бы звезды расположились иначе, в роли проходимца Милославского мы могли увидеть Вячеслава Невинного, Георгия Буркова, Сергея Никоненко, Георгия Юматова... Все они пробовались, но выбор пал на Куравлева.

На роль Зины, жены Тимофеева, претендовали три знаменитые актрисы, три Натальи — Гвоздикова, Гундарева, Селезнева. Несмотря на то что худсовет боялся, что за последней слишком укрепился образ "хорошей девочки Лиды" из "Операции "Ы", Гайдай настоял, и утвердили именно Селезневу. Гундаревой же предложили попробоваться на царицу Марфу Васильевну. Но Наталье Георгиевне было не суждено поработать с великим мастером комедии Гайдаем, и на роль царицы ее тоже не утвердили. Игру Нины Масловой посчитали "более выразительной".

Существует усечённая короткометражная версия фильма под названием «Чёрные перчатки». Эта лента выпускалась на бобине с 8-мм плёнкой, и в советское время её можно было купить для домашнего просмотра.

В 11-минутном короткометражном фильме показана сюжетная линия, в основном связанная лишь с Милославским, причём в плёнке оказались фрагменты, которых в полнометражном фильме не было. К тому же, из полнометражного фильма была вырезана финальная сцена с Милославским — герой, переодевшись в санитара, помогает вывести Ивана Васильевича до машины «скорой помощи», милиция начинает преследовать его, и на этом сюжетная линия с персонажем заканчивается, поэтому зрителю неясна его дальнейшая судьба. В короткометражной ленте финальная сцена есть. Жорж плывёт на речном трамвайчике в сопровождении двух девушек. Когда же транспорт выплывает из-под тёмного моста, по бокам от Жоржа сидят уже два милиционера.

И немного о сюжете фильма (вдруг кто не смотрел):
Действие фильма "Иван Васильевич меняет профессию" начинается в Москве в начале 1970-х годов. Изобретатель Александр Тимофеев (Александр Демьяненко) у себя дома конструирует устройство для путешествий во времени и пространстве. Во время пробного запуска аппарат взрывается, а его создатель, сбитый с ног взрывной волной, падает и теряет сознание. Когда Тимофеев пришел в себя, он узнает от вернувшейся со съемок своей жены-актрисы Зины (Наталья Селезнева), что она уходит от него к режиссеру Якину (Михаил Пуговкин). Забрав свои вещи, ветреная Зиночка уходит, оставив мужа одного в задымленной квартире. 


Тем временем известный вор-домушник Жорж Милославский (Леонид Куравлев) проникает в квартиру соседа Александра — стоматолога Шпака (Владимир Этуш) и начинает обчищать ее, прибирая к рукам ценности, деньги и дефицитные вещи. На шум от взрыва в квартиру Тимофеевых приходит управдом Иван Васильевич Бунша (Юрий Яковлев) и отчитывает горе-изобретателя за то, что он в ходе своих экспериментов чуть не уничтожил дом и сжег пробки во всем подъезде. В ответ на это Александр заявляет, что его изобретение гораздо важнее, чем какие-то пробки, и демонстрирует Бунше возможности своей машины. Запустив аппарат на половину его мощности, он ликвидирует стену дома, разделяющую его квартиру и жильем Шпака. Исчезновением стены был удивлен не только Бунша, но и находившийся за ней Милославский, который беспрепятственно проходит через образовавшийся проем к инженеру и управдому. Заподозрившему неладное Бунше Жорж представляется приятелем Шпака, а Тимофееву предлагает еще раз включить его чудо-устройство. Тот поддается на уговоры, и вновь запускает машину времени, в результате чего образовывается пространственно-временной портал, ведущий в царские палаты XVI века, где находятся царь Иван Грозный (Юрий Яковлев) и дьяк Феофан (Савелий Крамаров).
 В ходе суматохи, вызванной произошедшим, Бунша и Милославский оказываются в прошлом, 
а царь Иван — в Москве XX века. 


Поначалу пришельцев из будущего современники Ивана Грозного приняли за демонов, но затем опытный ловкач Жорж, используя внешнее сходство своего спутника с самодержцем, убеждает придворных и стрельцов, что Бунша и есть царь. Настоящий же Иван Грозный, перенесенный против своей воли в будущее, требует от Тимофеева вернуть его поскорее в свое время, переживая за то, что страна осталась без присмотра. Его опасения оказались не напрасными, так как занявший благодаря хитрости Милославского российский престол простофиля Бунша, ничего не понимающий в государственных делах, начал свое «правление» с того, что пообещал шведскому послу отдать Кемскую волость...

И всем полюбившиеся цитаты из фильма:

Я бросаю мужа, этого святого человека со всеми удобствами!

Эх, красота-то какая! Лепота!

А что вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут.

Это я удачно зашел!

Вот что крест животворящий делает!

Все, что нажито непосильным трудом, все погибло!

Замуровали, демоны!

Оставь меня, старушка, я в печали…

Тамбовский волк тебе боярин!

Государство не обеднеет — забирайте!

Я требую продолжения банкета!

Тьфу на вас!.. Тьфу на вас еще раз!

Я не узнаю вас в гриме!

Танцуют все!

Икра чёрная, красная… Да! Заморская икра…, баклажанная!

И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат.

Ты пошто боярыню обидел, смерд?!

Ох, боярыня красотою лепа! Червлёна губами, бровьми союзна… Чего ж тебе ещё надо, собака? …Вот и женись, хороняка, князь отпускает её!

Эта роль ругательная, и я прошу ко мне её не применять!

Паки, паки… иже херувимы!.. Языками не владею, ваше благородие.

Какой паразит осмелился сломать двери в царское помещение? Разве их для того вешали, чтобы вы их ломали?!

Торопиться не надо, сесть я всегда успею.

Вот смотрит… Вы на мне дыру протрёте!

Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь?! Так ведь никаких волостей не напасёшься!

Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая, три… куртки.

Скажите, у вас нет отдельного кабинета?

Гонорары:
Фильм был отснят за 71 съемочный день, гонорары за это время составили:
Леонид Гайдай — 7948 рублей (5948 руб. за съёмки плюс 2000 рублей за сценарий);
Юрий Яковлев — 4350 рублей;
Леонид Куравлёв — 2312 рублей;
Александр Демьяненко — 1663 рубля;
Савелий Крамаров — 1129 рублей;
Михаил Пуговкин — 788 рублей;
Владимир Этуш — 630 рублей;
Наталья Селезнёва — 362 рубля;
Наталья Крачковская — 347 рублей;
Сергей Филиппов — 258 рублей;
Наталья Кустинская — 168 рублей;
Анатолий Подшивалов — 139 рублей;
Нина Маслова — 101 рубль.

Информация взята тут и тут

Вот такое кино!
Ваша Ksyxa!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 
FREE BLOGGER TEMPLATE BY DESIGNER BLOGS